Вторник, 29.09.2020, 17:29
РИА "ЮПИТЕР"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [12]
Справочная информация [9]
Школьникам и студентам [58]
Наши партнеры
Министерство образования и науки Хабаровского края
  • Дальневосточная государственная научная библиотека
  • Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска
  • Хабаровская международная ярмарка
  • Филиал № 8 ЦСМБ г. Хабаровска
  • ВУЗЫ
  • ВУЗЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
  • Дальневосточный государственный медицинский университет
  • Дальневосточный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Хабаровске
  • Хабаровский государственный институт культуры
  • Хабаровский государственный университет экономики и права
  • Тихоокеанский государственный университет
  • «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре
  • Комсомольский-на-Амуре государственный университет
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Дальневосточная государственная академия физической культуры
  • Дальневосточный институт управления – филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
  • Российский государственный университет правосудия, Дальневосточный филиал
  • Хабаровский институт инфокоммуникаций – (филиал) ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
  • Дальневосточный институт международных отношений ("ДВИМО")
  • Дальневосточный институт психологии и психоанализа
  • Российский новый университет
  • Московский международный университет
  • Профучреждения
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
  • Хабаровский государственный медицинский колледж
  • «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
  • Хабаровский технологический колледж
  • Хабаровский дорожно-строительный техникум
  • Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса
  • Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А.С. Панова
  • Хабаровский автодорожный техникум
  • Хабаровский техникум водного транспорта
  • «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)»
  • Фармацевтический колледж ДВГМУ
  • «Солнечный промышленный техникум»
  • Комсомольский-на-Амуре строительный колледж
  • Комсомольский-на-Амуре техникум экономики и права
  • Хорский агропромышленный техникум
  • Амурский политехнический техникум
  • Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум
  • Хабаровский промышленно-экономический техникум
  • Хабаровский торгово-экономический техникум
  • Хабаровский технический колледж
  • Колледж малого города рп Чегдомын
  • Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко
  • Школы и центры
  • Учреждения дополнительного образования Хабаровска
  • Музыкальные и эстетические школы Хабаровска
  • Муниципальные спортивные школы Хабаровска
  • Подростково-молодежные клубы Хабаровска
  • Статьи
  • ПРОФЕССИИ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
  • ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГУМАНИТАРНОМУ УНИВЕРСИТЕТУ – 80 ЛЕТ!
  • ХОРСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ – КУЗНИЦА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ »
  • ФАРМАЦЕВТ – ПРОФЕССИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • О МЕДИКО-ГУМАНИТАРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ДВГМУ
  • ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ ХАБАРОВСКОГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
  • ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ
  • НОВАЯ ШКОЛА И ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
  • В Чегдомыне помнят героев войны
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ: НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА
  • 60 ЛЕТ ХАБАРОВСКОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ
  • Статистика
    Форма входа
    Главная » Статьи » Школьникам и студентам

    Методики улучшения памяти

    Наверняка, каждый из вас хоть раз сталкивался с тем, что не мог вспомнить то, что, казалось бы, совсем недавно изучал. Как лучше запоминать информацию, чтобы потом можно было легко её вспомнить? 

    Любую информацию очень важно запоминать правильно. Иначе эта информация продержится в голове совсем ненадолго и вскоре забудется. Многие считают, что хорошая память дана от природы. Это не так, всегда можно научиться лучше запоминать информацию.

    Самое главное – это постоянная тренировка памяти. Не давайте своему мозгу простаивать. Всем известно, что мы используем лишь малую часть своих возможностей, а чтобы задействовать больше ресурсов надо тренироваться. Пытайтесь запоминать различную информацию – номера машин, имена людей в большой незнакомой компании, или имена консультантов в различных магазинах. Тренируйте свою память.

    Общая методика запоминания выглядит примерно так:

    1. Выделите самое основное, что нужно запомнить. Избавляйтесь от деталей.

    2. Не отвлекайтесь на постороннее, сосредоточьтесь только на запоминаемой информации.

    3. Используйте образы. Визуализируйте в уме запоминаемую информацию.

    4. Повторяйте информацию. Первый раз — сразу, 2-й раз — через 30 минут, 3-й раз — через день, 4-й раз — через 2 недели.

    Наиболее известные приемы запоминания можно сформулировать следующим образом:

    1. Самое главное – передать в запоминаемую информацию.... эмоцию. Вспомните наиболее запоминающиеся моменты из жизни. Все они так или иначе связаны с вашими эмоциями – с радостью, грустью, весельем и так далее. Чем сильнее эмоция – тем лучше запоминается момент. Поэтому любую информацию, которую требуется запомнить, следует наделить эмоциями. Выделите самые важные моменты, подумайте, какие эмоции они в вас вызывают. Позже, достаточно будет вспомнить эти самые эмоции, и информация сама «всплывет» в памяти.

    2. Прогноз ситуации. Необходимо обязательно подумать о том, что произойдет, если вы не запомните нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия в случае удачи.

    3. Следует учиться переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для вас язык. Здесь окажут помощь эмоции. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от информации является гарантией успеха.

    4. Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.

    5. Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу. В материале могут быть следующие связи:
    • смысловые (логические связи между абзацами, параграфами);
    • структурные (при запоминании бессмысленного ряда цифр большое значение имеет их расположение на листе. Чтобы лучше запомнить число из 7 цифр: 7415216, надо записать его так: 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, внести эмоции).
    • ассоциации и логическая цепочка. Например, следует запомнить бессмысленную череду слов: вор, тигр, фотография, дрель, женщина. Для этого рисуем в памяти картину: 
    Вор пробрался в клетку к Тигру с дрелью. 
    Это сфотографировала проходящая мимо Женщина. 
    Чем ярче вы сможете обрисовать картину в голове, тем надежнее запомнятся эти слова. Здесь не совсем понятно, зачем вору дрель – но эта, на первый взгляд, бессмыслица вводит мозг в состояние транса и вызывает соответствующие эмоции, которые полезны для запоминания.

    6. Опорные сигналы или знаковое моделирование также можно использовать для лучшего запоминания материала. Об этом приеме подробно пишет Шаталов В. Ф. в книге «Педагогическая проза».
    Например, следующая информация:

    89 г.             A B C 7 + 18 100 кп 
    р. Рымник

    означает: в 1789 году Александр Васильевич Суворов с 7000 русской армией и 18 000 австрийская армия на реке Рымник разбили 100 000 турецкую армию: конница, паника.

    7. Еще один прием: мнемотехника (искусство запоминания). Например, у радистов, осваивающих азбуку Морзе, свои приемы. Буква Э: (.. — ..) «Я на горку шла».

    8. Повторение материала. Общеизвестно, что повторение — мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы.

    9. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день — еще 34%, через месяц — 21%.
    С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвертый раз — через 2—3 недели.

    Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так: 

    1. осознайте, зачем следует запоминать материал;

    2. осознайте, что надо запомнить;

    3. проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями;

    4. выделите главное, суть в материале, который надо запомнить;

    5. обобщите содержание и запомните обобщение;

    6. дайте себе четкую установку на запоминание.


    Правила сохранения знаний:

    1. Выделите то, что нужно запомнить.

    2. Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.

    3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.

    4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.

    5. Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.

    6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.

    7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.

    8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

    Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

    Укрепляя и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность, воля. 
    Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

    Лучшие результаты можно получить, если занятия проводить утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности к 19 часам.
    Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память. Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет. 


    Рекомендации для смыслового запоминания и сохранения знаний

    Для стимулирования интереса к учению, для продуктивного восприятия любой информации очень важно правильно ее запоминать. Этому можно научиться. 

    Механизмами памяти не только трудно управлять, но и понять их сложновато, а запоминать какие-либо фразы, факты или цифры человеку иногда приходится. 

    Не секрет, что информация, которую мы пропускаем «мимо ушей» или «мимо глаз» редко оставляет след в нашей памяти. Для того чтобы лучше запомнить что-либо, необходимо дать себе внутреннюю команду на запоминание. Например, «я обязательно должен запомнить этот номер телефона».

    Затем, после такой внутренней установки, следует максимально сосредоточить на объекте запоминания своё внимание. Умение концентрировать своё внимание на отдельных внешне неинтересных предметах необходимо тренировать.

    Лучше запоминать ряды цифр, текст или какие-либо сведения, пользуясь различными приёмами. Некоторые из них приведены ниже.

    Как лучше запоминать цифры (различные методики)
     
    Метод мест

    Суть этого метода проста – следует запоминаемые цифры перевести в более удобную для вашего запоминания знаковую или образную систему (например, для музыканта это могут быть ноты, а для клерка определённые места или предметы офисного помещения), запомнить их, а при вспоминании просто «раскодировать». То есть, музыкант вспоминает музыкальную фразу и «расшифровывает» её в ряд цифр, а сотрудник офиса таким же образом "раскодирует" свою мысленную «прогулку» по помещению.

    Метод мест очень удобен для запоминания частей какой-либо информации, логически между собой не связанных, но для запоминания чисел он очень «громоздок». 
    Поэтому лучше запоминать цифры при помощи более лёгкого приёма.

    Цифро-буквенное перекодирование

    Для применения этого метода необходимо каждой цифре, от 0 до 9 назначить в соответствие одну из букв алфавита. Запоминать будет лучше, если это будут буквы, с которых начинается название цифр (1-0, 2-Д, 3-Т, 4-Ч, 5-П, 6-Ш, 7-С, 8-В), а 1 и 9 можно присвоить произвольные буквы, которых нет в списке (например, Н и Р, их тоже надо будет запомнить).

    Как лучше запоминать, например, телефонный номер 2-69-71-25, при помощи метода цифро-буквенного перекодирования? Ряд букв, соответствующий числам этого номера, будет следующим: ДШРСОДП. Запомнить его ещё труднее, чем сам номер. Поэтому составим, желательно осмысленную, фразу из слов, первые буквы которых будут из представленного выше ряда. Например, Долой Шапки Расцвела Сирень Отмёрзлись Долой Пальто. Так как эту фразу придумали вы сами, то и запомнится она эффективнее, чем безликий ряд цифр, а вспомнив и «раскодировав» её, вы получите вспоминаемый телефонный номер.


    Как лучше запоминать текст (различные методики)
     
    Логический метод PQ-4R

    При запоминании текста логическим методом необходимо его глубокое логическое осмысление, «увязка» его частей между собой, а само запоминание текста при этом происходит автоматически.

    Метод PQ-4R включает в себя следующие этапы:

    • P (preview) – предварительный просмотр оглавлений и разделов текста с целью составления общего представления о его содержании;

    • Q (questions) – вопросы, на которые вы ищете ответы в данном тексте (их следует сформулировать);

    • R (read) – чтение текста, спокойное и вдумчивое, с отметками на полях и подчёркиванием основных его положений;

    • R (reflect) – размышления о тексте, о степени своего понимания написанного и о своей возможности пересказать его ещё кому-либо;

    • R (recite) – пересказ текста самому себе, своеобразная репетиция своего выступления перед аудиторией;

    • R (review) – повторный просмотр текста с обращением внимания на его основные идеи и подчёркнутые места.

    Практика показывает, что лучше запоминать текст не механически, а глубоко осмысливая его, тогда текст усваивается надолго и достаточно качественно.

    Рациональный метод 5W-H

    Этот метод «работает», если вы желаете сохранить в памяти содержание какой-либо журнальной статьи. 
    Суть его заключается в том, что, читая текст, вы мысленно отвечаете себе на шесть вопросов: КТО (who), ЧТО делает (what), КОГДА (when), ПОЧЕМУ (why), ГДЕ (where) и, последний, КАК (how).


    Как лучше запоминать механически, метод соощущения или синтезии

    Если не выстраивать никаких ассоциативных цепочек и пытаться запомнить что-либо механически, то следует максимально нацелить на достижение этой цели все свои чувства (слух, зрение и т.д). Только при таком подходе существует гарантия, что всё механически запомненное вами не забудется в скором времени.


    Кстати

    Как лучше забыть информацию, которую запоминал

    Запомнили информацию, а теперь она не нужна, но не выходит из головы? 

    Есть очень интересный способ – записать эту информацию на лист бумаги. И всё. После этого подсознание «успокоится», что информация надежно записана и в голове держать её не стоит. И благополучно забудется, если её не вспоминать.


    Категория: Школьникам и студентам | Добавил: Стронг (17.07.2011)
    Просмотров: 2390 | Теги: улучшение памяти, запомнить прочитанное, память, приемы запоминания | Рейтинг: 0.0/0
    Поиск
    Погода
    Лента новостей
    Полезные ссылки
  • ВСЕМ, КТО УЧИТСЯ: образовательные ресурсы Интернета
  • НЕТ НАРКОТИКАМ! (родителям, учителям. психологам)
  • НАРКОТИКАМ - NET! (краевой информационный ресурс для молодежи)
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ДОБРЫЙ ДОМ (Хабаровская региональная общественная организация по защите бездомных животных
  • Copyright MyCorp © 2020