Четверг, 21.09.2017, 08:10
"Компас абитуриента" (образовательный сайт)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [12]
Справочная информация [9]
Школьникам и студентам [58]
Наши партнеры
Министерство образования и науки Хабаровского края
  • Дальневосточная государственная научная библиотека
  • Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска
  • Хабаровская международная ярмарка
  • Филиал № 8 ЦСМБ г. Хабаровска
  • ВУЗЫ
  • ВУЗЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
  • Хабаровский государственный университет экономики и права
  • Дальневосточный государственный медицинский университет
  • Тихоокеанский государственный университет
  • «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре
  • Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Дальневосточная государственная академия физической культуры
  • Хабаровский государственный институт культуры
  • Дальневосточный институт управления – филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
  • Дальневосточный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Хабаровске
  • Российский государственный университет правосудия, Дальневосточный филиал
  • Хабаровский институт инфокоммуникаций – (филиал) ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
  • Дальневосточный институт международных отношений ("ДВИМО")
  • Дальневосточный институт психологии и психоанализа
  • Российский новый университет
  • Московская международная академия
  • Профучреждения
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
  • Хабаровский государственный медицинский колледж
  • «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
  • Хабаровский технологический колледж
  • Хабаровский дорожно-строительный техникум
  • Хабаровский техникум водного транспорта
  • Хабаровский автодорожный техникум
  • Хабаровский машиностроительный техникум
  • Хабаровский банковский колледж
  • «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)»
  • Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса
  • Фармацевтический колледж ДВГМУ
  • «Солнечный промышленный техникум»
  • Комсомольский-на-Амуре строительный колледж
  • Комсомольский-на-Амуре техникум экономики и права
  • Хорский агропромышленный техникум
  • Амурский политехнический техникум
  • Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум
  • Хабаровский промышленно-экономический техникум
  • Хабаровский торгово-экономический техникум
  • Хабаровский технический колледж
  • Колледж малого города рп Чегдомын
  • Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко
  • Профессиональное образовательное учреждение № 3
  • Профессиональное образовательное учреждение № 6
  • Профессиональное образовательное учреждение № 7
  • Профессиональное образовательное учреждение № 16
  • Профессиональное образовательное учреждение № 18
  • Хабаровское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением открытого типа
  • Школы и центры
  • Учреждения дополнительного образования Хабаровска
  • Музыкальные и эстетические школы Хабаровска
  • Муниципальные спортивные школы Хабаровска
  • Подростково-молодежные клубы Хабаровска
  • Статьи
  • ПРОФЕССИИ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
  • ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГУМАНИТАРНОМУ УНИВЕРСИТЕТУ – 80 ЛЕТ!
  • ХОРСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ – КУЗНИЦА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ »
  • ФАРМАЦЕВТ – ПРОФЕССИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • О МЕДИКО-ГУМАНИТАРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ДВГМУ
  • ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ ХАБАРОВСКОГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
  • ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ
  • НОВАЯ ШКОЛА И ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
  • В Чегдомыне помнят героев войны
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ: НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА
  • 60 ЛЕТ ХАБАРОВСКОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ
  • Статистика
    Форма входа
    Главная » Статьи » Статьи

    Новая школа и вечные ценности

    Игумен Ефрем (Просняк),  первый проректор Хабаровской духовной семинарии, кандидат богословия

    В начале нынешнего года Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа». Новые подходы, заложенные в инициативе, исходят из того, что в быстроменяющемся мире современный человек должен быть готов к ответу на постоянно возникающие вызовы. 

    Несмотря на это, а скорее даже вследствие этого, все большую роль приобретают «вечные ценности». Духовно-нравственная составляющая была, и есть, и всегда должна оставаться основой любого развития. На ХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, которые проходили в январе этого года в Москве министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко сказал: «Если попытаться возложить решение задачи воспитания исключительно на школу, мы тем самым обедним и себя, и весь потенциал развития и общества, и страны. Нет сомнений в том, что только мы все вместе – и семья, и школа, и важнейшие общественные институты... можем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире».

    Нынешний год в нашей стране пройдет, в частности, под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Речь идет о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России «Основ религиозной культуры и светской этики».

    Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс. Несомненно, политическое руководство страны понимает важность приобщения молодого поколения к основам нашей национальной духовно-нравственной и культурно-исторической традиции. 

    Для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. Показателем этого становятся чудовищные преступления, регулярно происходящие в наше время и потрясающие общественное сознание. В сознании слишком многих людей как бы раздралась завеса, отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности, а норма жизни расходится с нормой веры. Очевидно, что в данном случае, имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания.

    В связи с этим следует сказать, что школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков.

    Быстро сменяющие друг друга технологии и постоянно обновляющаяся информационная повестка дня настолько побуждают современного человека пытаться предвосхищать ожидающие его события, что в этой погоне за грядущим днем в массовом сознании стало постепенно девальвироваться все связанное с прошлым, с памятью, с ощущением исторической преемственности поколений.

    Массовая культура приучает человека поклоняться всякому новшеству, презрительно отвергая все то, что было новым и важным вчера. То, что еще недавно было весьма значимым, то, что воспринималось с почтением и благоговением, ради чего готовы были умереть, сегодня становится малозначительным и неважным. Молодой человек, столкнувшийся с явлением прошлого, превосходящим возможности его воображения, но так и не ставшим фактом его собственной духовной биографии, привычно говорит себе: «В крайнем случае, если понадобится, прочту об этом в Интернете». В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом.

    К сожалению, не только юное, но и зрелое поколение нередко забывает о том, что мы никогда не поймем, куда нам идти дальше, пока не уясним, как мы здесь оказались. Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своем собственном генеалогическом древе. Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, т.е. своего деда и бабушки. На вопрос «Составлялась ли в Вашей семье родословная?» только 7 % дали положительный ответ. На вопрос «В чем видите причины слабого знания истории своей семьи?» 38 % сказали, что некому было рассказать об этом, а 48 % утверждали, что этот вопрос для семьи был безразличен, к нему относились равнодушно.

    Курс «Основы православной культуры», наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире. Покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память. Историческая память – это еще и прививка честности и смирения, главных человеческих добродетелей, ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках. Только так можно избежать ложного патриотизма и повторения исторических просчетов и мировоззренческих заблуждений. Развивая память, мы укрепляем совесть.

    Память – это в том числе и проявление внимания к тому, что действительно заслуживает уважения и по отношению к чему необходимо постоянное бодрствование сознания. Сохранение информации о чем-то требует приложения усилий – написания книг и учебников, создания фотоальбомов, фильмов, сайтов, организации архивов, библиотек, музеев. Все это малые, а иногда и весьма значительные жертвы людей во имя сохранения памяти о том, что им дорого, что они любят. Поэтому когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви, мы возрастаем духовно.
    В этом смысле значение введения в школьную программу курса «Основы религиозной культуры и светской этики» значительно важнее, чем простое религиоведческое и культурное просвещение.

    Для того чтобы наше юношество снова научилось ценить и любить прошлое своей страны, интересоваться историей и традициями, необходимо объединять усилия государственных и общественных институтов, Православной Церкви и других религиозных общин. Не секрет, что сегодня существуют влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и политическими интересами, которым не по душе видеть нашу молодежь опамятовавшейся.

    Неоднократно говорилось, что служение учителя – это особый подвиг. Господь наш Иисус Христос был Учителем в самом высоком смысле этого слова. Живое личное общение, простота и любовь были положены Им в основу взаимоотношений с учениками. Впоследствии это стало основой всего христианского воспитания и образования.

    Сегодня все еще приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики – по сути нерелигиозной этики. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека.

    Перед педагогическим сообществом стоит важная задача – честно выявить выбор родителей учащихся в отношении того курса, который будет преподаваться их детям. Сегодня вполне очевидно, что многие родители нуждаются в помощи при совершении выбора. Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика – это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль. Совершенно очевидно, что в нашем обществе имеются нерелигиозные люди и у них есть право на воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Но этот факт не должен препятствовать верующим родителям делать выбор на основе своих религиозных предпочтений. И поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».

    Наша школа должна стать местом формирования национального самосознания и воспитания гражданина с целостным мировоззрением, духовно богатого, интеллектуально и культурно развитого, устремленного к высокопрофессиональному труду. Образование неотделимо от воспитания и только вместе они способствуют становлению нации как преемственно живущего организма с целями и ценностями, с общими представлениями о добре и зле, общими историческими переживаниями.

    Несогласия внутри любой нации, несомненно, ослабляют государство больше чем упадок экономики. Нация, не имеющая духовно освещенных целей и ценностей национального бытия, вытесняется на обочину мировой истории, утрачивает инстинкт продолжения рода и являет демографическую катастрофу, которая не может быть объяснена экономическими причинами и не может быть преодолена одними материальными вложениями. Только школа может заложить основу преемственности национального мировоззрения, которая есть главное нематериальное условие национальной безопасности, основа сохранения способности нашей нации к историческому бытию и условие ее существования как органической части всего мира.

    Категория: Статьи | Добавил: Стронг (02.07.2011)
    Просмотров: 943 | Теги: религиозное обучение, церковь и школа, православная культура | Рейтинг: 0.0/0
    Поиск
    Погода
    Лента новостей
    Полезные ссылки
  • ВСЕМ, КТО УЧИТСЯ: образовательные ресурсы Интернета
  • НЕТ НАРКОТИКАМ! (родителям, учителям. психологам)
  • НАРКОТИКАМ - NET! (краевой информационный ресурс для молодежи)
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ДОБРЫЙ ДОМ (Хабаровская региональная общественная организация по защите бездомных животных
  • Copyright MyCorp © 2017